MARS. Есть ли жизнь в zoom — собраниях

Измеряем вовлеченность сотрудников

В производственной культуре за последние три года прошли масштабные изменения, сравнимые, наверное, с появлением телефона на рабочем столе в середине прошлого века. Тогда часть наших коммуникаций ушла из писем и личных переговоров в провода, а сейчас большая часть делового общения уходит в сервисы видеоконференций. 

Удаленная работа — де-факто стандарт для некоторых индустрий (ИКТ, облачные системы образования),  и быстро растущий тренд для многих отраслей производства, образования и медицины. Удаленная работа удобна и эффективна, но отсутствие сотрудника на рабочем месте создает массу сложностей.

Компании вынуждены адаптировать свои бизнес-процессы, усиливаются требования к контролю и отчетности, появляются новые направления в информационной безопасности. Но это — только часть проблемы. В офисе сотрудник постоянно находится в “коммуникационном поле”, через которое реализуется постоянное взаимодействие с окружением, с целью, скажем, “тестирования реальности и себя в ней”. То же “поле” используется и для оценок в обратную сторону — преподаватель видит адекватность работы студентов, отмечает изменения в поведении, усталость. Руководитель оценивает вовлеченность, интерес, выгорание, перегрузку, внеурочную работу и т.д.

К сожалению, системы ВКС проектировались с очевидным уклоном в удобство коммуникаций, а не совместной работы — и не содержат нужного инструментария  обратной связи. Проблему можно решить внедрением некоторого набора интегральных параметров, с измерением в реальном времени в ходе конференций, оценивая которые (преимущественно средствами data science и машинного обучения), возможно определить текущее состояние сотрудника, выявлять тренды и своевременно реагировать на них.

Варианты решения подобной задачи, реализованные для популярных сервисов ВКС, появляются на рынке. В них используется подход тотальной записи встречи с последующим транскрибированием,  диаризацией (разбиением по дикторам), и последующей аналитикой. Это тяжелый подход, кроме того, не всегда приемлемый по морально — этическим соображениям — как работать, когда все общение под запись?

Альтернативный, более легкий и открытый вариант — наличие во всех конференциях автоматического участника, задача которого — регистрация событий в конференции без записи речи или видео. Таких событий оказывается вполне достаточно для последующей серьезной аналитики. Наш сервис — Media Attendant and Reporting Service — работает именно таким образом.

MARS приходит на встречу с первым участником, и покидает с последним. Его легко узнать — по строгой робо-аватарке и имени. Аватарка не статична — по ходу встречи MARS может что-то сообщать участникам — как в общий чат, так и в “свою” видеокамеру.

Какие параметры пишет MARS? В начале каждой встречи MARS создает в защищенном серверном пространстве лог-файл, куда аккуратно заносит:

  • кто и когда вошел и вышел из конференции. Помимо дисциплинарной пользы эти данные косвенно указывают на технические проблемы — частые подключения, как правило, связаны с нестабильностью сервиса или сети;
  • кто и когда включает — отключает микрофон, видеокамеру, демонстрацию экрана;
  • кто и когда говорит — в каждый момент времени MARS детектирует всех участников, что-то говорящих в данный момент;
  • кто пишет в чат (кстати, можно писать и MARS’у — он запомнит ваше сообщение и развернет его в виде заметок в последующем отчете).

Из собранных данных в реальном времени рассчитываются необходимые метрики для дальнейшей статистической обработки, а также строится  “кардиограмма” конференции — все события, развернутые во времени:

Желтые точки здесь — речь, синяя полоса — демонстрация экрана, зеленая — включенная видеокамера.

Заметно, как меняется плотность разговора — моменты, когда говорят все сразу — как правило, эмоциональные дискуссии, споры (кроме характерных всплесков в начале — поздоровались, и в конце — попрощались). 

На базе подобных “кардиограмм” с помощью машинного обучения распознается базовый паттерн (структура, рисунок) разговора, что это — лекция, последовательное обсуждение вопросов, свободное общение, хоровое пение, или — формальная встреча с минимальной активностью одного участника. Поняв рисунок встречи, легко определить и аномалии.

Важно, что лог не содержит никаких чувствительных данных — здесь только метаданные. Созданный лог в зашифрованном виде хранится на защищенном сервере. Записи появляются сразу по завершении встречи; пользователь системы MARS может увидеть их в личном кабинете, и запустить аналитику.

Данные можно смотреть в двух разрезах:

  • по организаторам конференций — для отслеживания продуктивности продавца, например, или эффективности работы преподавателя. Здесь приводятся метрики — посещаемости, опозданий, изменения аудитории, паттерн поведения, различные соотношения (есть ли живое общение — и наоборот, не доминирует ли преподаватель над учащимися), ну и различные корпоративные стандарты и допуски — на время прихода, на использование видео или демонстрации экрана, и т.д.;
  • по участникам конференций. Здесь тоже важны посещаемость и опоздания, параметры вовлеченности, активности на встречах. Наблюдая изменение параметров во времени, можно сделать вывод о наличии системных проблем, определить динамику.

Данные сведены в дашборды:

Доступны гибкие фильтры для нахождения нужных данных:

Система предполагает непрерывную работу с большим количеством конференций, поэтому ключевые параметры (и возможные аномалии) могут отслеживаться автоматически — с уведомлениями о достижении пороговых значений.

ВКС — большая, но все-таки только часть “коммуникационного поля”, о котором мы говорили выше. Разумеется, для получения полной картины нужно добавлять в MARS другие каналы коммуникаций — электронную почту, производственные системы коллаборации и мессенджеры. 

Схожие технологии применимы и в этих средах. Но возникающие проблемы интеграции, сложности настройки и фильтрации (деловые от личных, при этом без обработки чувствительных и персональных данных и пр.), превращают решения такого рода в дорогостоящие и длительные проекты.

Работу с MARS можно начинать уже сегодня — весь процесс интеграции займет пару часов. Опыт показывает — результат будет быстрым и убедительным.

Мы ждем новых партнеров — все на MARS!

Privacy Preference Center