Как бизнес-правила управляют коммутацией

«Мы строим цифровую Россию» — вот так амбициозно звучит слоган крупнейшего в стране провайдера.

И в этом, пожалуй, нет преувеличения, ведь Ростелеком — признанный лидер на рынке телекоммуникационных услуг, услуг высокоскоростного доступа в интернет, в инновационных решениях в области электронного правительства, кибербезопасности, дата-центров и облачных вычислений, биометрии, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг.

Ростелеком присутствует во всех сегментах рынка и охватывает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций, корпоративных пользователей всех уровней, органов государственной власти.

Ростелеком работает в сложной многомерной среде, где услугу для клиента можно представить как вектор в пространстве со множеством измерений: классы услуг, варианты транспорта и подключений, международные и междугородние направления коммутации, территория обслуживания, профили и специфика типов абонентов, тарифные классы, схема терминации, параметры сигнализации и множество прочих. К этому надо добавить, что данные параметры не статичны, а меняются динамически — с каждым новым вызовом вектор необходимо оценивать заново.

Набор статических конфигураций, сколь угодно сложных, здесь не работает. “Классический” подход к данной задаче — использование технологий Интеллектуальных Сетей Связи (ИСС, Intelligent Network).

Традиционное ограничение платформ ИСС — “закрытая” архитектура. Ведь платформа вписана во взаимоувязанную сеть ОКС№7 РФ, а значит любые угрозы ИБ или технологические риски здесь недопустимы. Соответственно, возможности и технологии, используемые на платформе, далеки от передовых в отрасли ИКТ. Сертификация по классу SCP (Service Control Point) производится по весьма “тяжелым”  техническим требованиям, разработанным в конце прошлого века.

Консервативная архитектура, завязанная на ОКС№7, является барьером и для новых технологий связи — ведь бурное развитие в отрасли идет в направлении IMS (IP Multimedia Subsystem), построенной на других базовых протоколах — SIP и DIAMETER.

Попытки преодолеть эти ограничения, соблюсти жесткие требования к данному классу оборудования, но, все-таки, привнести в решение современные технологии, определяют современный тренд, часто обозначаемый как ИСС следующего поколения (Next Generation IN).

Одной из подобных NGIN-платформ на сети Ростелеком стала платформа ИТП «Телигент», развертывание которой было завершено в 2018 году.

На базе платформы создан центр интеллектуальной маршрутизации трафика, совмещающий традиционную технологию ИСС с современной и перспективной IMS, над которыми работают универсальные и сложные вычислительные алгоритмы. Платформа георезервирована — располагается на двух площадках, обрабатывающих трафик в режиме «active — active».

При высоких показателях нагрузки (обрабатываемый трафик измеряется тысячами вызовов в секунду), сложная обработка вызовов выполняется с использованием нескольких технологических новшеств:

  • Расширенный анализ параметров сигнализации (на разных сигнальных уровнях и в разных сетевых технологиях — SIP и ОКС№7);
  • Сложная интеграция и “маппирование” сигнальных сообщений для увязки различных технологий связи;
  • Интерпретируемый язык ОПАЛ с возможностью создавать сложные (десятки тысяч строк) бизнес-правила на базе динамических данных;
  • Запись статистики в реальном времени с возможностью последующей обработки (для подразделений эксплуатации / технической поддержки это означает быструю и однозначную локализацию потенциально проблемных единичных вызовов на массиве в несколько миллионов);
  • Набор услуг с гибкой маршрутизацией, удобным управлением и автоматизацией, использующих богатые возможности платформы;
  • Универсальная (относительно сетей и технологий) услуга MNP (Mobile Number Portability), которую можно вызывать из сложных бизнес-правил.

За годы работы платформа показала свою эффективность. У Заказчика появилось желание двигаться дальше — к новому масштабному проекту. Были сформулированы новые требования, существенно расширяющие функциональные и системные возможности платформы:

  • Адаптация логики услуг и GUI, повышающая эффективность управления;
  • Существенная переработка алгоритмов гибкой маршрутизации;
  • Расширение API управления платформой;
  • Значительная доработка ОПАЛ, с добавлением новых сущностей для использования в алгоритмах, новые алгоритмы нормализации и препроцессинга, множественные правила;
  • Расширение статистики;
  • Автоматизация конфигурирования и управления релизами с возможностью точечного применения изменений только на выбранные группы узлов без прерывания обработки трафика платформой в целом (существенный момент исходя из масштабов геораспределенной системы);
  • Возможность тестирования оператором сложного набора бизнес-правил с режимом имитации вызова / симуляции сигнального обмена прямо из web-браузера.

Проект стартовал в 2021 году. Задачи были разбиты на 4 Этапа. Жесткие сроки с одной стороны и неопределенность в некоторых технических решениях (требовались исследования) с другой — все, как мы любим. Команда приняла решение вести работы последовательно, тщательно выверяя требования и прорабатывая технические решения до начала реализации. Классический waterfall, сейчас такие проекты в нашей компании — редкость.

Проект выполнялся совместно с компанией «Т1 Интеграция», что обеспечило высокий уровень ведения процесса — от управления требованиями до планирования работ на сети.

Успех проекта — заслуга всей команды, но, как всегда в задачах такого масштаба, особенно тяжело пришлось техническому руководству проектом. Для техлида Михаила Фоменко — это первый в карьере крупный проект, и, судя по всему — начало большого пути в Телекоме.

Работы по всем этапам завершены успешно и в срок — обновления платформы введены в коммерческую эксплуатацию в Июле 2022 года. Внедрение проходило “наживую”, под трафиком, и походило на сложную хирургическую операцию продолжительностью более 18 часов, без ошибок и потерь трафика! И это — главный результат. Но стоит отметить некоторые технические и организационные достижения и наработки, которыми гордится проектная команда, и которые будут развиваться и использоваться компанией в новых проектах, например:

  • Рефакторинг кода пользовательского интерфейса и переезд на Angular 2;
  • Библиотека инструментов операционного управления платформой p90;
  • Использование изолированного экземпляра платформы в контейнере для проверки алгоритмов на продуктивной среде;
  • Современный инструментарий и процесс генерации документации;
  • Практики DevOps для крупных решений в Телеком.

Privacy Preference Center